Ледлофф и малыши

Существует устойчивое мнение, что «цивилизованные» дети по началу отстают в развитии от своих «диких» коллег. В основном об этом вспоминают при разговорах про ношение детей родителями, про слинги, телесный контакт и прочее участие детей в домашних делах.

 

Африканские матери носят обычно новорожденных за спиной. Ребенок постоянно при матери: во время ходьбы, любой работы, на праздниках, ночью и днем. То, что видит она, видит и он — какая смена впечатлений! Да еще и постоянное чувство защищенности, физической близости к матери. И что же? Африканские двухлетние малыши по интеллектуальному развитию намного обгоняют своих «кроватных» европейских сверстников из цивилизованного общества.

 

С первого взгляда доводы про то, что движения в теле способствуют развитию мозга, а физиологический стресс не только полезен, но и необходим, кажутся очевидными и не требующим доказательств. Правда, у этого замечательного мнения есть продолжение или, если угодно, оговорка.

 

Потом, конечно, может произойти отставание — так на ребенке сказывается уровень развития общества.

 

Фильм «Малыши» тому интересная иллюстрация. В первую очередь это конечно кино не про детей, и даже не про их родителей. Хотя не возможно не заметить постоянные контрасты, как по-разному ведут себя родители (а-ля развивающая группа в Японии, где воспитатель чуть ли не стелется на полу и не машет руками за ребенка vs. африканский ребенок, пьющий из лужи на пару со своим коллегой) и какой, тем не менее, общий ритм демонстрируют дети: спят, едят, сидят, играют, ползают, ходят, не сильно заботясь о родительской суете вокруг своих персон. «Малыши», конечно, в первую очередь про то, как по-разному живут люди: от хижин Намибии до мегаполисов Японии. Авторы фильма, постоянно нам показывают, как с самого рождения (и даже раньше) люди попадают в разные условия (чего хотя бы стоит медленный просмотр всей аппаратуры, к которой подключен американский ребенок!) и как, тем не менее, у них много общего.

 

Но давайте пропустим сообщение авторов мимо ушей и спросим: какой ребенок нам наиболее симпатичен? Кто развит и приспособлен к окружающей действительности лучше? (Возможно, это задумка режиссера, но) чаще всего первый приз получает герой из Намибии. Да, у него нет дома телевизора, да и в группах раннего развития ему похоже не придется участвовать, но он постоянно при маме и на маме, его окружают другие дети и его познавательный интерес не сдерживается стереотипами родителей или инфраструктурой-культурой. И почему-то кажется, что он более приспособлен и гармоничен с тем местом, где он живет.
В связи с этим можно вспомнить про еще один грандиозный рассказ о жизни «диких» народов – Как вырастить ребенка счастливым (Жан Ледлофф). Эта книга устойчиво входит в топ-5 книг, которые должны прочесть начинающие родители, не смотря на то, что идеи которые там высказываются, понимаются и принимаются зачастую уже после того, как родители достаточно наработали своей родительской зрелости. В упрощенном прочтении Ледлофф призывает дать детям то, что им и так принадлежит по праву – жить и делать свои ошибки. В новорожденном заложено все необходимое для жизни в соответствии с человеческой природой, и новорожденный ожидает, что вся эта природа будет проявляться и взаимодействовать с ним для того, чтобы он приобрел опыт, навыки и знания. Весь пропущенный опыт, а также всякая реальность, не соответствующая «континууму» травмирует человека и делает его несчастным. На примере индейцев икуана Ледлофф демонстрирует читателям, как гармонично и счастливо может жить человек.

 

Поэтому под «правильным» мы будем понимать здесь то, что соответствует континууму — истинным, существовавшим в течение многих поколений, потребностям человека как представителя вида, и тем самым соответствует заложенным в каждом человеке ожиданиям и тенденциям развития. Имеется в виду, что, рождаясь, человек уже содержит в себе некоторые ожидания, свойственные представителям Homo sapiens, и готов к развитию в определенных направлениях, соответствующих именно этим ожиданиям.

 

На лицо трехстороннее взаимодействие трех «Р» – ребенок, родитель и реальность. Родитель транслирует свои представления о реальности, а ребенок проверяет их тождественность окружающей действительности на своем опыте.

Уж не потому ли мы все дружно симпатизируем красавцу из Намибии, что он наиболее гармонично существует в окружающей его действительности, и как следствие, наиболее полно счастлив? В защиту «цивилизованных» родителей скажу, что дело не в усилиях и методиках, которыми пользуются родители, а в окружающей действительности. Просто мир пустыни более прост, чем мир мегаполисов (хотя и не менее жесток) и соответствовать его требованиям проще. Конечно долбить камнем по камню легче, чем собирать пирамидку.

 

Так что же, давая детям в руки iPhone, показывая на компьютере обучающие мультики и путешествуя с ребенком мы делаем их более несчастными, менее способными к гармонии, ведь мы усложняем окружающий мир, добавляем в него новые параметры и требования, которым практически не возможно соответствовать? Может нам нужно всем переселиться в деревни (ну или на берег океана)? Не похоже – от этого переселения iPhone не исчезнут и прогресс не остановиться (хотя экономический кризис случится запросто:)). Поэтому, если нашим дети будут жить в деревне, то и вырасти им лучше было бы «на природе», а если они будут жить в мегаполисе, ходить (а может даже и работать) в офисах и стоять в пробках, то расти им лучше в городе, собирать пирамидки и тыкать в iPhone с младых лет. Так?

Да, так, если бы мы жили в статичном мире. В мире, где завтра такое же как сегодня и вчера, где направления жизни человека определены, а сам человек функция одной переменной. Но мы не знаем, какой будет окружающая нас действительность через 10 лет, родители, к сожалению (а наверное все-таки к счастью), не могут решить за своих детей, как и где им жить, а сами дети и детство – это не «жизнь за скобками» реальной жизни, а непрерывный рост и получение опыта. Просто рост – занятие последовательное: сначала тело, потом эмоции, потом творчество, ну а потом уж аналитические способности и интернет. Поэтому для развития малыша ползанье по пыли более полезное занятие, чем собирание пирамидок, и не важно в каком городе и среди каких людей ему придется жить.

Источник статьи: http://www.unifamily.ru/2012/01/ledloff-bebes/

Комментарии0 записей

Вопросы Вопросы

Вы можете всегда задать вопрос нашим специалистам!
ajax_med.gifЗагрузка...