Права пациентов

 
Жизнь человека в государстве, относящемся к правовым, всегда связана с необходимостью не только хорошо ориентироваться в своих и чужих правах и обязанностях, но и с постоянными усилиями по защите своих прав и законных интересов. Этот труд представляет собой оборотную сторону медали, на которой написано замечательное слово свобода.
 
Если человек обладает неким правом, это означает, что есть другой человек и (или) организация, обязанные осуществить некие усилия в его интересах. Усилия — это работа профессионалов и материальные ресурсы.
 
В сфере медицинской помощи результатом использования пациентом своих прав является предоставление ему необходимых лечебно-диагностических ресурсов. Ущемление его права означает уменьшение положенных ему ресурсов, нарушение права — отказ в предоставлении таковых. Понятно, что последствия таких правонарушений просто небезопасны для здоровья и жизни.
 
Больной человек — личность с ослабленной способностью бороться за соблюдение и защиту своих прав. Именно по этой причине в сфере медицинской помощи существует достаточное количество лиц, получающих из средств налогоплательщиков зарплату исключительно за то, чтобы права пациентов признавались, соблюдались, а в случае ущемления или нарушения — защищались. В первую очередь, это должностные лица медицинских организаций, органов управления здравоохранением и медицинским страхованием. Помогать гражданину пользоваться своими правами в сфере медицинской помощи — их первейшая служебная обязанность.
 
Человек, столкнувшийся с российской системой здравоохранения, зачастую ощущает полнейшую беспомощность. Равнодушие, бюрократические проволочки, безумные очереди у кабинетов… Со всем этим и здоровому непросто справиться — что уж говорить о больном. В таких ситуациях словосочетание «права пациентов» кажутся насмешкой. Однако эти права в нашей стране все же существуют, и за некоторые них можно побороться.
 
 
 
Основные права пациентов больниц и поликлиник
 
Один из основных документов, в которых прописаны права пациентов поликлиник и больниц — это «Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ». Статья 30 этого закона гласит:
«При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
  1. Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  2. Выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
  3. Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  4. Проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
  5. Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  6. Сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
  7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
  8. Отказ от медицинского вмешательства;
  9. Получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  10. Получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
  11. Возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
  12. Допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
  13. Допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения;
  14. Непосредственное знакомство с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получение консультации по ней у других специалистов;
  15. Обращение с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии, либо в суд в случаях нарушения его прав».
 
Права пациента: как себя защитить
 
Теоретически, с жалобой на качество лечения и поведение медицинского персонала больницы или поликлиники вы можете обращаться:
  1. К руководству данного лечебного заведения.
  2. В страховую компанию, которая обязана не только организовывать вам медицинскую помощь, но и контролировать ее качество. Телефон страховой указан на вашем полисе ОМС. Страховая компания в случае вашей жалобы обязана провести экспертизу качества медицинской помощи, организовать для вас консультацию независимого специалиста, дать вам направление в другую больницу или поликлинику.
  3. Если страховая компания пытается замять вашу жалобу и ничем вам не помогает, обращайтесь в территориальный Фонд ОМС или в Департамент здравоохранения.
  4. Если же эти действия не принесли результата, вы можете обратиться «в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.
 
 
По материалам сайта domrebenok.ru

Комментарии0 записей

Вопросы Вопросы

Вы можете всегда задать вопрос нашим специалистам!
ajax_med.gifЗагрузка...